суббота, 9 апреля 2011 г.

Транссексуалы и организация семейной жизни

Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

Всеобщая декларация прав человека.
Статья 16, часть 1.



Прогрессивный взгляд на транссексуальность в русскоязычной литературе на сегодня практически отсутствует. По-прежнему сохраняется и даже увеличивается разрыв между нездоровым интересом к экзотике в "желтой прессе" и статьями медицинских журналов.

На Западе подобная проблема давно вышла из разряда маргинальных. Вовсю рекламируются различные услуги для транссексуалов (ТС), начиная от магазинов специализированной одежды, обуви и салонов красоты, до клубов досуга для смешанных семей ТС + gentrust (новое слово, обозначающее гетеро- или гомосексуального партнера "транса" и психоаналитиков для детей трансгендеров. У нас приходится пока только вздыхать над некорректными пассажами о ТС, которые позволяют себе выносить на публику известные люди.

В последнее время появилось несколько веб-сайтов на которых сами российские транссексуалы рассказывают о своем опыте социализации.

ТРАНССЕКСУАЛИЗМ:
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ И ЯВЛЕНИЯ


Первые описания патологического стремления изменить свой пол, что обозначалось как "превратное ощущение своего пола" или "сексуально-эстетическая инверсия", относятся к середине прошлого века (Миланов и др. 1999, 5-6; Еllis 1915; Elis H. and Symonds 1986). В истории косвенное упоминание о транссексуалах можно найти у Геродота: "Описывая скифов, Геродот рассказывает об одной типичной для них болезни: мужчины становятся женственными по характеру, надевают женское платье и занимаются женскими работами. Они называются "энеями". (Клейн 2000, 196) В римской мифологии так же описаны случаи половых трансформаций. Так, в своих Метаморфозах Овидий рассказывает о знаменитом греке Тиресии, который достоверно знал, какой из двух полов заключает в себе большее сексуальное желание, так как, прожив 7 лет в образе женщины, знал обе стороны любви. Феномен того, что мужчины в течение жизни живут в роли женщин, известны и индейцам. Описание "бердачей", например, можно найти у Пола Рассела в книге 100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок:

Этот человек был мужчиной, одетым в женское платье, и его пол настолько тщательно скрывался, что в течение нескольких лет у меня не было сомнений в том, что это женщина. Кое-кто провозгласил его гермафродитом, однако эти россказни не внушали доверия, и я продолжала считать Ви-Уа женщиной; и... в племени к нему обращались всегда как к "ней" - следуя традиции говорить о мужчинах, которые облачаются в женское платье, как о женщинах. Она была самая высокая среди зуни и, безусловно, превосходила своих соплеменниц как умственно, так и физически. Цвет ее кожи напоминал цвет кожи китайцев, у многих зуни было похожее телосложение... Ее память легко воспринимала практические знания своего народа и все, что она слышала из внешнего мира. Она обладала несгибаемой волей и неутомимой жаждой знаний. Ее пристрастия были невероятно сильны. Она все бы отдала за то, чтобы служить тем, кого любила, однако была мстительна по отношению к тем, кто мешал ей. Ее считали строгой, но справедливой. (Рассел 1996, 67)

В 1910 г. Магнус Гиршфельд ввел понятие "транссексуализм" и опубликовал под этим названием монографию с казуистическим и историческим материалом (Hirschfeld 1910). Однако, различную типизацию он заимствовал у д-ра Крафт-Эбинга (Kraft-Ebing 1877), который, описывая метаморфозы сексуальной паранойи, различал два варианта: 1) вариант, когда это сексуальное состояние врожденное и одновременно единственно возможное для половой функции; 2) вариант, когда это состояние не является врожденным и проявляет себя как временная аномалия при нормальной половой ориентации индивидуума в дальнейшем. Здесь впервые звучит различие между продолжительной тотальной транспозицией половой идентичности (транссексуализм) и приходящей частичной половой идентичности (трансвестизм). В 1928 г. Эллис написал работу Исследования психологии сексуальности, где он тоже выделили две группы: в первую группу он отнес людей, одевающихся как противоположный пол, а во вторую группу - людей, относящих себя к противоположному полу (Ellis 1928).

В 1923 г. Магнус Гиршфельд впервые использовал выражение "транссексуализм души", что не было тогда принято во внимание (Hirschfeld 1923) и только в 1949 г., понятие "психопатия транссексуализма" было использовано Колдуэл и Бенджамин (Cauldwell XXX, Benjamin XXX). В 1953 году последний дал разъяснение понятию "транссексуализм", впервые описал это явление с научной точки зрения и предложил отграничить это понятие от трансвестизма. Продолжая свою научную деятельность, он в 1964 г. как невропатолог доложил о 125 транссексуалах (108 мужчинах и 17 женщинах), а в 1966 г. вышла в свет его монография "Феномен транссексуализма". В монографии он описывает 152 наблюдения транссексуалов, у 51 из которых были выполнены операции по смене пола в Дании, Голландии, Швеции, Мексике, США и Марокко (Benjamin XXX)

В 70-х годах уже отметилось увеличение числа операций по смене анатомического пола в Скандинавии, Англии, Франции, Германии. Однако, это увеличение показало значительную ограниченность результатов оперативного лечения. Подобное накопление опыта и оценка результатов привели к тому, что после чрезмерного увлечения хирургической "переделкой" пола в 60-80 годы наступил период не только сдержанности, но порой и отрицания по отношению к данной проблеме. Таким образом, транссексуализм (эонизм, сексуально-эстетическая инверсия, психический гермафродитизм) - можно определить как патологическое состояние личности, заключающееся в полярном расхождении биологического и гражданского пола с одной стороны, с полом психическим, с другой. Иными словами - нарушение половой самоидентификации, которое заключается в несоответствии чувства своей половой принадлежности характеру наружных половых органов, т.е. стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу.

Сочнева З.Г. (1988 г.) и Бухановский А.О. (1993) определяет транссексуализм как внутреннюю убежденность пациентов в принадлежности к иному полу при отсутствии психотической симптоматики, ненависть и отвращение к собственным природным половым признакам, стремление ассимилироваться в обществе среди лиц противоположного пола, а так же настоятельное требование трансформации телесного пола. Диагноз "транссексуализм" ставят только после исключения психических отклонений взрослым и подросткам, достигшим полового созревания и желающим изменить свои половые органы и жить как представители другого пола. Человек с транссексуализмом чувствует себя либо мужчиной, заключенным в тело женщины, либо наоборот. В гармонично организованном теле определенного пола живет "ино-полая" душа, и эта душа не только живет, она чувствует, мыслит, страдает, испытывает желания и влечения, которые не может реализовать. Транссексуализм официально включен в "Международную классификацию болезней, травм и причин смерти". Несмотря на это, в нашей стране данное заболевание практически не изучалось и в профессиональной литературе представлено не было. Это делало его неизвестным для подавляющего числа современных практикующих врачей (Бухановский 1993).

Попытки толкования патогенеза транссексуализма с позиций чисто психиатрических в настоящее время окончательно оставлены. В поисках биологического субстрата, создающего эндогенно-конституциональное предрасположение к транссексуализму, был выявлен реальный факт существования половой дифференциации мозга (Бухановский и Андреев 1985). Также стало известно, что к искажению полового самосознания и ощущению принадлежности к другому полу приводят грубые нарушения дифференцировки структур мозга, ответственных за половое поведение.

Выраженность нарушения половой дифференцировки может варьировать в широких пределах, что объясняет многообразие клинических вариантов транссексуализма - от ярких "ядерных" до стертых "краевых" форм. Распространенность транссексуализма в мире, по данным различных авторов, колеблется от 1:40000 до 1:100000 населения. Транссексуализм встречается практически во всех этнических группах, несмотря на значительные культурные различия, что может служить косвенным доказательством наличия его биологической основы. Данных о распространенности транссексуализма в нашей стране нет. (Миланов и др. 1999, 16-17)

Если попытаться нарисовать портрет современной российской адаптированной "транссексуалки" (т. е. М-Ж ТС), то это, скорее всего будет женщина 30-40 лет, неоправданно резко порвавшая с прошлым, перебравшаяся в Москву или Питер, прошедшая через гомосексуальный опыт имеющая неразрешимые до конца проблемы выбора партнера, плюс полный маргинальный "букет" из проблем с пропиской, жильем, работой и признанием. Другая категория - это те, кто сумели сделать операцию и сменить документы в годы "первого кризиса", т. е. 20-21 год, и для которых, вследствие этого путь к образованию был отрезан, пополняют ряды проституток и разного рода шоу. Тех, кому повезло меньше, подхватывает мутный поток криминала и, в конце концов, попадают в тюрьму. Таких тоже немало: обычная история - пыталась заработать на операцию, одежду, взятки чиновникам и психиатрам криминальным путем, т.к. честно у нас эти 5-7 тыс. $ не заработать и, в результате - срок.

Сам собою напрашивается вопрос. Если транссексуализм включен, как тяжелое заболевание в реестр болезней ВОЗ и Российского реестра заболеваний, то почему транссексуалам не дают группу инвалидности, чтобы наш прожиточный минимум не равнялся "нулю"? Почему обследования для смены документов и операции восстановления пола не оплачиваются по полису обязательного медицинского страхования. Человек, который решил восстановить пол в современной России, сталкивается со стеной непонимания и дискриминации. Якобы существующие "легальные" пути на поверку оказываются сплошной липой. Психиатр по месту жительства, скорее всего, посоветует "выбросить эту дурь из головы и найти сексуального партнера", а если вы будете настаивать, упечет вас на одно- или двухмесячное "обследование" на предмет шизофрении. В этом отношении наша медицина отстала от стран Европы лет на 20. Например, в Голландии тесты на транссексуальность проводятся во всех младших классах государственных школ и выявленные дети обязательно проходят курс у психоаналитика, который разъясняет им, что их чувства - есть абсолютно нормальное явление. Несколько лет назад в Петербурге, один сексопатолог попробовал было использовать тестирование по западному образцу для транссексуалов (ТС), и угодил за решетку, как пособник уклоняющимся от службы в армии. Разного рода взятки и вымогательства расцвели пышным цветом в этой области. Если вы несколько лет пооббивали пороги ЗАГСов, клиник и психушек и в вас "увидели неисправимого, кто сам хочет себя изуродовать", то вам предлагают вступить в заколдованный круг нашего законодательства, которое полно противоречий. Так статья 70 Закона "Об Актах гражданского состояния", принятого в ноябре 1997 года, гласит: "Изменения, связанные с изменением пола, вносятся на основании документа, выданного медицинским учреждением, в котором указано, что пол изменен". Каким медицинским учреждением, документы какой формы, кем вносятся и куда? На практике существуют циркуляры Минздрава для психиатров (1999г.) и хирургов-андрологов (1994 г.), которые противоречат друг другу и предписывают взаимоисключающие вещи. Так на кафедре эндокринной психологии (sic!) Московского научно-исследовательского института сексопатологии и суицидологии при институте психиатрии им. Ганнушкина вам скажут, что документы меняются после операции, а хирурги в Петербурге и Москве боятся делать операции вагино- и фаллопластики, так как это по существующему УК является членовредительством.

Паспорт меняется по месту рождения на основании нового свидетельства о рождении, в котором будет написано "повторное". В связи с тем, что сейчас многие законы в регионах противоречат общегосударственным, то и чиновник из провинции может снова отправить вас в Москву. Но если вы дали взятку, и вам удалось сменить паспорт, то это еще не гарантия того, что все остальные документы, полученные вами ранее, будут вам также сменены. Это касается трудовой книжки, аттестата, дипломов, полиса медицинского страхования, документов на имущество, загранпаспорта. Вы ни за что не "разведетесь" с вашим старым супругом/ой и потеряете право на своих детей, если таковые имеются. И всё это на фоне ежедневного риска для здоровья и жизни со стороны уверенных в своей правоте хулиганствующих гомофобов. Не мудрено, что до зрелого возраста при таких обстоятельствах доживают единицы, а число сделавших операцию и "адаптировавшихся" к новому гендеру, вернее к постоянной дискриминации по половому типу в России не превышает 50-100 человек. И это при том, что статистика стран Западной Европы дает цифру 1 транссексуал на 60-70 тыс. чел., так что в таком городе, как С. -Петербург нас должно быть не меньше сотни, всего в стране - около двух тысяч человек.

Особенностью течения транссексуализма в нашей стране является высокая отягощенность суицидальным поведением. Различные его проявления отмечены у 86,4 % пациентов. В определенной мере, по мнению проф. Бухановского, это связано с репрессивной половой моралью и общественной агрессией в отношении лиц с сексуальными отклонениями. Он так же отмечает, что фактически можно говорить о социальной дискриминации лиц, страдающих транссексуализмом, так как встречаясь с неизвестным и непонятным феноменом транссексуализма, общество ведет себя недостаточно цивилизованно, что проявляется тем набором общественных санкций, с которыми пришлось столкнуться всем обследованным им пациентам: непонимание, вплоть до отрицания этого феномена - 87,6%; осуждение, вплоть до презрения - 78,1%; удивление, вплоть до любопытства - 75,1%; директивное принуждение и пресечение, вплоть до административного и физического воздействия и побоев - 27,9%; табуирование, вплоть до запретов и изгнания (из трудового или учебного коллектива, неформальной группы, гостиниц, самолетов и прочее) - 37,2%.Суицидальное поведение при транссексуализме отражает неразрешимый характер возникших в связи с дисгармонией личности противоречий. Подсказываемые окружающими способы разрешения ситуации сами пациенты не приемлют, а способы, которые бы были им известны, сведены к нулю. Тихоненко В.А. (1978) и Амбрумова А.Г. с соавт. (1980) считают, что, в связи с этим, суицидальное поведение становится формой разрешения конфликтов путем самоустранения и самоуничтожения, что еще раз подчеркивает экстремальный характер транссексуализма. Единственно приемлемой для пациентов формой разрешения транссексуальных конфликтов, прекращения мучительных страданий и способом обретения внутренней гармонии может стать приведение биологического и паспортного пола в соответствие с полом психическим. Ни объяснения врачей о калечащей сути требуемых операций, ни осознание невозможности существенного изменения биологического пола с созданием полноценного организма не меняют установки пациентов. Именно появление данного убеждения знаменует собой апогей формирования транссексуализма и максимальную степень выраженности симптома отвергания пола - "возникновение транссексуальной установки на его изменение" (Laub D.R., 1989).

Транссексуализм - официально признанное на территории бывшего СССР психическое расстройство. Лица, страдающие транссексуализмом, имеют гарантированное, но не реализованное Конституцией РФ (ст. 41) право на охрану здоровья и оказание им медико-социальной помощи. Изменение пола в бывшем СССР было официально разрешено и остается действующей на территории России практикой при "гермафродитизме". Транссексуализм, как и иные формы гермафродитизма, до выделения в самостоятельную форму назывался "психическим гермафродитизмом" и под этим названием до сих пор значится среди государственных стандартов Универсальной десятичной классификации под шифром 616.89-008.442.36 (Миланов и др. 1999, 16-17).


ТРАНССЕКСУАЛЬНЫЕ СЕМЬИ:
ТИПОЛОГИЯ И ПРАКТИКИ






Прежде чем приводить примеры семей с участие транссексуалов (TС), необходимо перечислить их основные типы:
а) Неадаптированный (имеется в виду адаптация к новой половой роли) ТС + гетеросексуал(ы);
б) Неадаптированный ТС + гомосексуал;
в) Адаптированный ТС ( непрооперированный, pre-op) + гетеросексуал(ы);
г) Адаптированный ТС (pre-op) + гомосексуал;
д) TС (прооперированный, post-op) + гетеросексуал(ы);
е) TС (post-op) + гомосексуал;
ж) TС + ТС
з) TС + ребенок.

Нетрудно увидеть в перечисленном списке две отличающиеся друг от друга группы. Имитирующие традиционную гетеросексуальную семью - группы а), г), д), и новационные типы - б), в), е), ж), з). Это разделение обусловлено целым рядом причин, которые можно было бы определить как 1) сексуальная ориентация ТС, 2) соотношение между качеством адаптационных признаков ТС и их стереотипами в обществе, т.е. степень адаптированности к большинству, 3) субъективные.

Безусловно, что первая группа семей – наибольшая по количеству. По самым приблизительным подсчетам, исходя из общепринятого среднего мирового статистического соотношения ТС (1 на 60-70 тыс. чел. населения) и учитывая общую численность населения России в 146,7 млн. чел. семей группы а) в России должно быть порядка 2200. В это число я включаю и те семьи, где ТС является дочерью/сыном или родственником главы семьи. Определить количество семей типа а), где ТС является супругой(ом) сложнее. По данным Российского статистического ежегодника на февраль 2001 г, в стране было 42 млн. семей в которых проживало 130 млн. чел. Средняя, полная семья в современной России - это 3 человека, из которых двое - супруги. Поэтому приблизительное количество супругов в России - около 84 млн. чел. Применяя те же расчеты, получаем приблизительно 1300 ТС, приходящихся кому-то мужем или женой. На деле их, вероятно еще меньше, так как ТС в среднем меньше вступают в брак и живут в нем. Кроме того, смертность среди ТС выше средней по множеству причин: гендерая дисфория, склонность к суициду, отрицательное влияние гормонотерапии и оперативных вмешательств ухудшают качество жизни и ее продолжительность. Итоговая минимальная группа в 1000 человек, к тому же распыленная социально и территориально не представляет сообщества или меньшинства в известном смысле этого слова.

Тем не менее, концентрируясь в столичных мегаполисах, транссексуалы образовывают подобие субкультуры, которая может дать для исследователя массу уникального материала, являясь, своего рода "лакмусовой бумажкой", по которой можно в ускоренном темпе, как бы в неких "лабораторных" условиях, проследить динамику трансформации и взаимодействия человека в среде меняющегося по отношению к нему гендера и наоборот. Нужно сказать, что в нашей стране эта возможность пока упускается из вида.

источник 

1 комментарий: